Оформлен: Jun 1, 2004
Кол-во сообщений: 77
Статус: Offline Re: Хочу жить в Минске! Ответить
Ответить с цитированием
"После поездки в Белоруссию мое представление об этой некогда советской республике кардинально изменилось"
Представление любого из нас о той или иной стране, области, городе во многом складывается из информации, которую мы получаем от разных людей. Чаще всего — с экранов телевизоров или со страниц газет. Случается, что чья-то абсолютно субъективная точка зрения становится для нас мерой суждения о государстве, ее руководителе или же укладе жизни в этом самом государстве. Именно так произошло с представлениями о Белоруссии. На протяжении долгого времени (отчасти благодаря коллегам из центральных СМИ) у меня складывалось достаточно противоречивое впечатление о Белоруссии. Особенно был непонятен господин Лукашенко, который то и дело допускал какие-то нелицеприятные реплики в адрес то США, то Евросоюза. По заверениям опять же все тех же газет и телевидения, сопротивлялся объединительному процессу с Россией.
После поездки в Белоруссию мое представление об этой некогда советской республике кардинально изменилось, а к Лукашенко после посещения государства, которым он руководит, у меня возникло одно чувство — уважение.
Что и говорить, удивляться и восхищаться было чем. Есть, конечно, в Белоруссии свои небольшие перегибы, но, на мой взгляд, положительных моментов все же в этом государстве больше, а значит, некоторые минусы батьке можно простить. К тому же минусы эти основной части жителей не касаются.
Но обо всем по порядку.
Переход из одного параллельного мира в другой
Начнем с того, что перелет самолетом авиакомпании "Сибирь" успешно завершился приземлением нашего авиалайнера в аэропорту "Домодедово" в Москве. Что и говорить, главный мегаполис нашей страны отличается от нашего родного Улан-Удэ, как один параллельный мир от другого.
Главное, что меня поразило, — цены в аэропорту. Многочасовой перелет изрядно потрудился над моим организмом, и после желания где-нибудь прилечь и выспаться пришло другое — получить что-нибудь съедобное. Я, конечно, понимала, что цены здесь отличны от улан-удэнских, но не представляла насколько. Решив позавтракать, я направилась в один из многочисленных ресторанчиков аэропорта "Домодедово". Моим взорам за несколько минут предстали меню грузинской кухни, китайской и даже итальянской. Но я, проявив уважение к исконно русским блюдам, отправилась в ресторанчик, где, как я думала, просто должны готовиться знакомые с детства блюда — блины, яичница или что-то в этом духе. Однако для каких именно русских работали официанты в косоворотках, сарафанах и кокошниках, стало понятно очень скоро. Тарелку русского борща здесь предлагали за 550 рублей, стакан чая — за 80, чашку кофе — за 120 рублей! Проявить патриотизма не удалось, потому что выходило, что у итальянцев можно было отобедать на порядок дешевле. Тем более что, судя по информации, вычитанной мною в меню, в этом месте действовали особые цены во время завтрака, который заканчивался в 11:00 утра. К моему великому счастью я на этот самый "подарок" от итальянцев успела и достаточно дешево потрапезничала. Дешево — это яичница за 90 рублей, блины со сметаной за 80 и чашка чая за 45. То есть верность традициям мною все же были соблюдена.
Подкрепившись и поразмыслив над дальнейшими действиями, я приняла решение ехать на Белорусский вокзал, откуда через несколько часов отправлялся поезд в Белоруссию.
Единственный плюс, который я отметила здесь, — отсутствие виадуков. Бомжи такие же, как в Улан-Удэ. Они такие же, как и у нас, грязные, пьяные, спящие на асфальте, на лавках и т. д.
Уехать в Белоруссию оказалось делом непростым. Наплыв туристов, а также разгар отпускного сезона были не в мою пользу. По моим подсчетам на вокзале было порядка двенадцати окон с надписью "касса", и у каждой из них стояла многочисленная очередь. Трехчасовое ожидание увенчалось успехом, и вскоре я сидела в вагоне, который увозил меня в Белоруссию. Меня ожидал еще один существующий параллельно и по своим законам мир. Это был настоящий шок.
Таксисты на "Мерседесах"
Никаких бомжей, никаких заплеванных тротуаров, никакого бардака. Девственно чистая привокзальная площадь Минского железнодорожного вокзала, клумбы с цветами, правильно идущие часы (что очень важно, если сравнивать с любым российским вокзалом). Купила мороженое, и не пришлось искать урну. Но главное, что она не была битком набита пустыми пивными бутылками, пакетиками из-под чипсов и другим мусором. Складывалось впечатление, что содержимое изымают каждые 10 минут.
Что касается бомжей, то там такого понятия нет. Есть социальные элементы общества. Сильно выпивающие люди препровождаются в трудовые лагеря. Помните, и в нашей стране они когда-то были. В Белоруссии граждане алкоголики и тунеядцы, не желающие работать и бросать пагубную привычку, в принудительном порядке направляются на работы в сельскую местность. В какой-нибудь, скажем, колхоз, где трудятся на благо государства.
Вернемся на вокзал. На расположенной рядом с вокзалом стоянке — одни иномарки. Российских машин в первые минуты я не увидела вообще. Как выяснилось позже, на машинах нашего производства в Белоруссии по большей части ездят правоохранительные органы. Почему? Может, потому что она у них не коррумпированная и живет на одну зарплату?
Машины, которые используются в России бизнесменами "средней руки" — "Мерседесы", ВМW, а также другие автомобили немецких марок, чаще можно увидеть с черно-белыми шашками на крыше. В Белоруссии таксист на авто российского производства — явление редкое.
Здесь можно гулять по ночам
Но это мелочи по сравнению с тем, что в этой стране делается во благо людей. К примеру, ночью здесь можно выйти одному(!) на ночную улицу и прогуляться (!) в освещенном (!) парке. Если же вдруг с вами все же случилась какая-нибудь неприятность (шанс почти нулевой), то можно подойти к любому сотруднику правоохранительных органов. Странная деталь, у каждого представителя правопорядка на груди имеется беджик — карточка, на которой указаны имя и отчество сотрудника, а также его звание.
Для тех, кому не спится ночью, в одном из центральных парков Минска организовывается книжная распродажа, где по сходной цене можно приобрести любую книгу и здесь же прочитать ее! Для этого есть все необходимое — удобные лавки и столики, настольные лампы и даже горячая чашка кофе.
Кстати, в Минске находится одна из самых больших библиотек в Европе! Современное здание из стекла и бетона высотой в 14 этажей вызывает истинное восхищение у любого, кто оказывается рядом с ним. Здесь есть буквально все: лекционные аудитории, компьютерные залы с электронными архивами, и сотни, сотни полок с книгами. Здесь всегда много народа — от мала до велика, люди в любом возрасте стремятся к прекрасному, а платные услуги в отличие от наших библиотек отсутствуют.
Наши библиотекари могли бы только мечтать о той оснащенности, которая имеется у их белорусских коллег. Сегодня хранители знаний у нас на родине выживают сами, за счет собственных средств, или же благодаря сдаче в аренду помещений.
Транспорт — общественный
Во-первых, весь он, конечно, кроме такси, муниципальный. Стоимость проезда устанавливает государство. К примеру, одна поездка в троллейбусе мне обходилась в 5 рублей в переводе на российские деньги. В Белоруссии, кстати, местная валюта тоже называются рублями, но это так, к сведению. Вернемся к транспорту. Войдя в троллейбус, я долгое время ждала, когда же ко мне подойдет контролер попросит билетик или предложит его купить. К моему великому удивлению моя персона осталась без внимания. Меня это насторожило, и я решила поинтересоваться у пассажира, ехавшего по соседству, где можно приобрести билет. Стоит ли говорить о том, что на меня посмотрели как на инопланетянина.
Позже моя знакомая объяснила мне, что в минском общественном транспорте билет приобретается по той же схеме, что и в советские времена. То есть опускаешь копеечку — отрываешь билетик или пробиваешь его компостером. Вера в честность пассажира — стопроцентная! Никто, кроме меня, судя по всему, в Минске "зайцем" не ездил. За две недели пребывания в Белоруссии я ни разу не встретила в трамвае или троллейбусе контролера. Может, мне просто повезло? Но после того как мне удалось абсолютно бесплатно прокатиться на троллейбусе, я стала таким же добросовестным пассажиром, как и основная часть жителей Минска.
Надо сказать, транспорт в Белоруссии никогда не опаздывает. Внутри троллейбусов и трамваев установлены компьютеры, которые и объявляют остановку. Водитель не имеет права сбиваться с графика, и поэтому если в расписании указано прибытие в 9:30, то будьте уверены, именно в это время придет нужный вам автобус, трамвай, троллейбус.
Минское метро по сравнению с московским показалось мне какимто игрушечным. Нет той масштабности и монументальности. Но это частности.
90% мест в вузах — бесплатные
Образование и социальная сфера — темы, которым хочется уделить особое внимание.
Во-первых, лишь 10% в белорусских вузах и ССУЗах отдается под коммерческие места на различных факультетах и отделениях. Остальную часть, а именно составляют места бюджетные. Иначе говоря, основная часть молодежи поступает в институты и университеты абсолютно бесплатно. В школах дети и родители понятия не имеют о сборах на питание, на нужды класса или еще какие-нибудь потребности школы. Питание в белорусских школах дети получают бесплатно — эту часть расходов на себя берет государство. Ремонт и оснащение школы также производится за счет бюджетных средств. Каждое образовательное учреждение старается украсить школьную территорию. Везде можно увидеть стриженые газоны, цветники и даже керамические горшки на изящных металлических ножках, которые выстраиваются вдоль асфальтированных дорожек у школы. В наличии имеются и приусадебные участки, где, как когда-то и в советские времена, трудятся ученики. Каждый ребенок, живущий в Белоруссии, имеет право на бесплатную путевку в летний лагерь. Второй раз пребывание в лагере оплачивается лишь наполовину и в переводе на российские деньги составляет примерно 600 рублей.
Медицина и обслуживание в специализированных учреждениях — бесплатные. Страховой полис имеется, но в отличие от нашей страны он действует реально, а не виртуально.
Не все так хорошо, как кажется
В Белоруссии сделали все, чтобы сохранить предприятия, действующие до момента выхода из состава СССР. Здесь по сей день выпускают велосипеды, дизайн которых остался со времен Советского Союза. То же касается и белорусского трикотажа. Помните, какой ассортимент изобиловал в советских магазинах, когда одежду шили по государственному заказу? Костюмы, юбки и нижнее белье немыслимых расцветок можно было найти в любом сельском магазинчике. Сегодня это эхо советской эпохи можно наблюдать во многих промтоварных магазинах городов и деревень Белоруссии.
Существует в Белоруссии и цензура. Не все показывают в кинотеатрах, что идет в российском кинопрокате, не все печатают в газетах и журналах. К примеру, на страницах прессы вы не сможете найти критики существующего строя и действий белорусского правительства. Это своеобразная плата за прочие "социалистические радости".
Впрочем, впечатления, что в Белоруссии царит тоталитаризм, у меня не сложилось. Если честно, при расставании с этой страной возникало одно желание — купить антидепрессанты. Почему?.. Да потому что хочется, чтобы и на твоей малой родине, впрочем, как и во всей России, чувства и отношения к людям измерялись не только количествами нулей на денежных купюрах, но и простыми человеческими ценностями. Хочется, чтобы у всех нас была вера в завтрашний день и не было ощущения, что все мы живем в одной стране, но между тем в параллельных мирах. Очевидно, что отмахиваться от достижений социализма сразу, методом шоковой терапии, в России явно поспешили.
Галина Казакова, для "Номер один". Минск — Улан-Удэ |