НАВИГАЦИЯ - Ширина | Красный | Серый | Белый |
Начало | Конференция | Архив | Старая | Поиск | Трёп | Члены | Автомобили | База | Опыт | FTP | Вступить!
ЗАЙДИТЕ В КЛУБ
Псевдоним (nick): Пароль:
Вы находитесь в режиме просмотра. Для участия в дискуссиях клуба вам необходимо зарегистрироваться (если вы этого не сделали) и войти в систему.
Начало | Поиск

Re: вот немного по таблице(+)

Отправлено: Scales 15.03.2010 в 21:41
СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ
Искровые свечи зажигания не претерпели принципиальных
изменений с момента их применения в начале XX века. Развитие
этого элемента бензинового двигателя идет по пути
усовершенствования элементов конструкции, материалов и
технологии производства.
 

Детали свечи, находящиеся в камере сгорания, подвергаются
высоким термическим, механическим, элек-трическим нагрузкам, а
также химическому воздействию продуктов неполного сгорания
топлива. Температура в ней изменяется от 70 до 2500°С, давление
газов достигает 50 - 60 бар, а напряжение на электродах
доходит до 20 кВ и выше. Такие жесткие условия работы
определяют особенности конструкции свечей и применяемых
материалов, так как от бесперебойности искрообразования зависят
мощность, топливная экономичность, пусковые свойства
двигателей, а также токсичность отработавших газов.
 

Устройство свечи зажигания
 

 
Основными элементами любой свечи зажигания являются
металлический корпус, керамический изолятор, электроды и
контактный стержень. Корпус имеет резьбу, которая ввинчивается
в головку блока цилиндров, шестигранник "под ключ" и
специальное покрытие для защиты от коррозии. Опорная
поверхность (ею свеча "упирается" в головку) может быть плоской
или конической.
 
В первом случае для надежной герметизации свечного отверстия
используется уплотнительное кольцо. Коническая поверхность
сама хорошо герметизирует соединение свечи с головкой блока.
Материалом изолятора служит высокопрочная техническая
керамика. Для предотвращения утечки электричества на его
поверхности (в "верхней" части изолятора) делают кольцевые
канавки (барьеры тока) и наносят специальную глазурь, а часть
изолятора со стороны камеры сгорания выполняют в форме конуса
(называемого тепловым). Внутри керамической части свечи
закреплены центральный электрод и контактный стержень, между
которыми может быть расположен резистор, подавляющий
радиопомехи. Герметизация соединения этих деталей
осуществляется токопроводящей стекломассой (стеклогерметиком).
Боковой электрод ("массы") приварен к корпусу. Электроды
изготавливают из жаростойкого металла или сплава. Для улучшения
отвода тепла от теплового конуса центральный электрод могут
делать из двух металлов (биметаллический электрод) -
центральную часть из меди заключают в жаростойкую оболочку.
Биметаллический боковой электрод обладает повышенным
ресурсом благодаря тому, что хорошая теплопроводность меди
препятствует чрезмерному его нагреву.
 
Рис. 1. Устройство свечи зажигания с плоской опорной
поверхностью: 1 - контактная (штекерная) гайка; 2 - изолятор;
3 - оребрение изолятора (барьеры тока); 4 - контактный стержень;
5 - корпус свечи; 6 - токопроводящий стеклогерметик;
7 - уплотнительное кольцо; 8 - центральный электрод с медным
сердечником (биметаллический); 9 - теплоотводящая шайба;
10 - тепловой конус изолятора; 11 - боковой электрод ("массы");
h - искровой зазор.
 
Основные параметры свечей
 
Для обеспечения всего спектра бензиновых двигателей свечами
зажигания последние производят с различными параметрами,
которые отражаются в условном обозначении свечи (приводятся
ниже).
 
Габаритно-присоединительные размеры
- это диаметр и шаг резьбы, длина резьбовой части и размер
шестигранника "под ключ". Все они строго определенны для
каждого двигателя.
 
Калильное число
является показателем тепловых свойств свечи (ее способности
нагреваться при различных тепловых нагрузках двигателя). Оно
пропорционально среднему давлению, при котором в процессе
испытаний свечи на моторной тарировочной установке в ее
цилиндре начинает появляться калильное зажигание
(неуправляемый процесс воспламенения рабочей смеси от
раскаленных элементов свечи). Свечи с небольшим калильным
числом называют горячими. Их тепловой конус нагревается до
температуры 900°С (температура начала калильного зажигания)
при относительно небольшой тепловой нагрузке. Такие свечи
применяются на малофорсированных двигателях с небольшими
степенями сжатия. У холодных свечей калильное зажигание
возникает при больших тепловых нагрузках, и они используются на
высокофорсированных двигателях.
 
Пока тепловой конус не нагреется до 400°С, на нем образуется
нагар, приводящий к утечкам тока и нарушению искрообразования.
По достижении этой температуры он (нагар) начинает сгорать,
происходит очищение свечи (самоочищение).
 
Чем длиннее тепловой конус, тем больше его площадь, поэтому он
нагревается до температуры самоочищения при меньшей тепловой
нагрузке. К тому же выступание этой части изолятора из корпуса
усиливает ее обдув газами, что дополнительно ускоряет прогрев и
улучшает очищение от нагара. Увеличение длины теплового
конуса приводит к уменьшению калильного числа (свеча
становится "горячее"). Чтобы оставить его неизменным в
конструкции применяют би-металлические центральные электроды,
лучше отводящие тепло. Такие свечи (их называют
термоэластичными) быстрее прогреваются до температуры
самоочищения (как горячие), но вызывают калильное зажигание
при высоких тепловых нагрузках (как холодные).
 
Отечественная промышленность выпускает свечи зажигания с
калильными числами 8, 11, 14, 17, 20, 23 и 26. За рубежом не
существует единой шкалы калильных чисел.
 
Величина искрового зазора
указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля (но может
быть указана также на упаковке или в маркировке свечи) и
находится в пределах от 0,5 до 2 мм.
 
В зависимости от конструкции электродов зазор бывает
регулируемым (за счет подгибания бокового электрода) и
нерегулируемым (в свечах с несколькими "объединенными"
боковыми электродами или не имеющих боковых электродов).
 
Маркировка свечей зажигания
 
На свече зажигания российского производства должны быть
указаны:
- дата изготовления (месяц или квартал и (или) две последние
цифры года изготовления);
- товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя;
- условное обозначение типа свечи (расшифровка приведена
далее);
- надпись "Сделано в России" или RUS.
 

 
Из-за отсутствия за рубежом единой системы маркировки
определить соответствие свечей зажигания различных
производителей можно только при помощи каталогов или таблиц
взаимозаменяемости (табл. 1).
 
Тенденции развития
 
В настоящее время все больше свечей зажигания выпускается с
биметаллическим электродом. Это позволяет, помимо улучшения
термоэластичности, повысить их надежность и долговечность.
 

Растет объем производства свечей зажигания с выступанием
теплового конуса изолятора из металлическо-го корпуса, что
обеспечивает улучшенное самоочищение от нагара.
 
С целью увеличения срока эксплуатации, не требующего
регулировки искрового зазора, выпускают свечи зажигания с
несколькими электродами "массы".
 
Для улучшения процесса искрообразования (воспламеняющей
способности искры) разра-батывают свечи с увеличенным искровым
зазором, изменяют форму и профиль электродов, а на их
поверхности наносят платину.
 

Растет производство свечей зажигания с использованием
поверхностного разряда (в которых нет электрода "массы", а искра
идет от центрального электрода к корпусу по поверхности
изолятора).
 
Для снижения уровня помех радиоприему все больше свечей
зажигания снабжаются встроенным помехоподавительным
резистором.
 

Таблица 1. Взаимозаменяемость основных типов свечей (прочерк -
аналог отсутствует)
 

 
Гарантийный срок эксплуатации
По требованиям ОСТ 37.003.081 "Свечи зажигания искровые"
изготовитель должен гарантировать бесперебойную работу свечей
зажигания в течение 18 месяцев при условии, что пробег
автомобиля с классической системой зажигания не превысил
30 тыс. км, а с электронной системой - 20 тыс. км. Это справедливо
только при условии соответствия свечей зажигания модели
двигателя и соблюдении правил эксплуатации автомобиля, их
монтажа, транспортирования и хранения. По мнению специалистов
на двигателях в хорошем техническом состоянии фактический срок
службы свечей может быть больше в 2-3 раза.
 
Снятие и установка
 
Демонтаж свечи зажигания с двигателя производят в следующей
последовательности:
 
- снимают наконечник провода высокого напряжения (недопустимо
тянуть за провод);
 
- отворачивают свечу на один оборот специальным ключом, затем
поверхность в углублении головки цилиндра вокруг нее очищают
сжатым воздухом или кисточкой, чтобы частицы грязи не попали в
резьбу или камеру сгорания;
 
- выворачивают свечу;
 
- проверяют наличие уплотнительного кольца (для свечей с
плоской опорной поверхностью);
 
- тщательно осматривают свечу на наличие механических
повреждений изолятора, корпуса и электродов.
 
Установка производится в следующей последовательности:
 
- новые свечи, покрытые консервационной смазкой, необходимо
протереть и промыть в растворителе (бензине). Допустимо
прокипятить свечи в воде и просушить;
 
- внимательно осматривают свечу на наличие механических
повреждений, уплотнительного кольца, контактной гайки;
 
- проверяют и при необходимости регулируют искровой зазор
(подгибая электрод "массы") до величины, указанной в инструкции
по эксплуатации автомобиля;
 
- свечу заворачивают рукой в свечное отверстие и затягивают
специальным ключом с усилием 2 кгм.
 
Выявление и устранение причин отказа
 
Наиболее вероятными причинами отказа свечей зажигания является
загрязнение их продуктами неполного сгорания или увеличение
искрового зазора из-за износа электродов. Причем решающее
влияние на работоспособность свечей оказывает техническое
состояние двигателя.
 
Если свечи зажигания систематически покрываются нагаром,
следует найти и устранить причину загрязнения (табл. 2).
 

Очистить свечи зажигания можно с помощью растворителей и щетки
(не металлической). На станциях технического обслуживания свечи
очищают на специальных пескоструйных аппаратах.
 

Таблица 2. Определение состояния двигателя по виду свечей
зажигания
 

 

 
Рис. 3. Вид загрязнений свечи при нормальном состоянии двигателя.
 

Рис. 4. Матовая черная копоть на свече.
 

Рис. 5. Черный маслянистый нагар на свече.
 

Рис. 6. Толстый слой рыхлых отложений на свече.
 

Рис. 7. Отложения красного цвета.
 

Рис. 8. Оплавление центрального электрода.
 

Рис. 9. Разрушение теплового конуса изолятора.
 
Проверка работоспособности свечей
 
Осуществляют ее с помощью специального оборудования для
проверки бесперебойности искрообразования и герметичности
соединения деталей свечи.
 

В первом случае свечу устанавливают в барокамеру (при
атмосферном давлении свеча ведет себя иначе, чем в камере
сгорания), которая обеспечивает давление газа до 10 кг/см2 и
позволяет наблюдать искрообразование между электродами. Оно
должно быть бесперебойным после подведения к свече
напряжения не менее 22 кВ.
 

Свеча считается неисправной при перебоях в искрообразовании, не
устраняемых очисткой от нагара, под давлением, указанным в табл.
3.
 
Для проверки герметичности соединения деталей свечи ее
устанавливают в барокамеру, создающую давление до 20 кг/см2, и
измеряют утечку газа не менее 30 с. Ее величина не должна
превышать 5 см3/мин. При этом не учитывают утечку через
соединения свечи с барокамерой.
 
Допускается проводить контроль герметичности на свечах
зажигания, не укомплектованных уплотнительными кольцами.
 

При техническом обслуживании автомобиля разрешается проверять
утечку газа через соединения деталей свечей зажигания под
давлением 10 кг/см2.
 

Таблица 3. Минимально допустимое давление бесперебойного
искрообразования (критерии предельного состояния свечи)
 

 
Примечания.
1. Проверку свечей зажигания следует проводить при величине
искрового зазора, указанного в инструкции по эксплуатации
автомобиля.
 
2. Если после очистки свеча не обеспечивает бесперебойного
искрообразования при давлении большем, чем указано в таблице,
она считается негодной к дальнейшей эксплуатации.
 
3. Испытательное напряжение для проверки свечей зажигания при
техническом обслуживании автомобиля должно быть не более
18 кВ.
Вся дискуссия на эту тему:
СТАТИСТИКА
Яндекс цитирования