http://www.autoventuri.ru/Off/Math/TPP.htm
Если представить себе, что колесо абсолютно круглое и касается поверхности только в одной точке (хотя существует такое понятие, как пятно контакта, состоящее из многих точек), то становится возможным нарисовать следующую схему .
Точка в центре круга означает пятно контакта колеса с дорогой. Окружность – это предел сцепных свойств шин. Вектор А – сила, действующая на шину в продольном направлении, которую прикладывает двигатель к колесу. В случае, если вектор этой силы будет превышать предел сцепных свойств шины, возникнет пробуксовка. Вектор В – вектор центробежной силы, которая действует в поперечном направлении и возникает при прохождении поворотов. Понятно, что если вектор В выйдет за пределы сцепных свойств шины, произойдет снос или занос. Вектор С – результирующий вектор, именно так вычисляется сумма сил А и В. Естественно, если он выйдет за пределы сцепных свойств шин, это приведет к потере контакта с дорогой.
Теперь посмотрим, что происходит в полноприводных автомобилях. Все дело в том, что если весь крутящий момент от двигателя приводится только на одну ось, то делится он поровну между двумя колесами, каждое из которых получает 50 % момента. Но если автомобиль полноприводный, то момент делится уже на четыре колеса, то есть на каждое колесо приводится лишь 25 % крутящего момента. Это означает, что вектор А ровно в два раза меньше! Следовательно, вектор С тоже значительно меньше. Выходит, что полноприводная машина гораздо лучше держит дорогу, особенно если покрытие скользкое, поэтому сорвать колеса в столь нежелательную пробуксовку окажется сложнее!
но тормозить 4вд ЧСХ будет практически так же |