Мэрия Москвы пытается вскочить в "Москвич"
Хотя ликвидного имущества у него не осталось
Вчера руководитель департамента науки и промышленной политики мэрии Москвы Евгений Пантелеев на пресс-конференции обвинил внешнего управляющего ОАО "Москвич" Анатолия Сивакова в том, что он по дешевке распродает заводское имущество, в том числе то, которое по плану внешнего управления продаже не подлежит. Пресс-служба господина Сивакова все обвинения отрицает. Обострение конфликта вокруг "Москвича" вызвано приближающимся конкурсным производством, в процессе которого более 100 га территории завода должны обрести новых хозяев.
Евгений Пантелеев безапелляционно заявил журналистам, что у управляющего автозаводом "поехала крыша". По данным господина Пантелеева, господин Сиваков "продал прессовое оборудование по ценам металлолома китайским и корейским фирмам", в то время как ранее предполагалось, что оно будет задействовано в производстве автокомпонентов на "Москвиче".
"Москвич" не работает с ноября 2001 года, в январе 2004 года на нем введено внешнее управление. Кредиторская задолженность - 23,546 млрд руб., штрафные санкции - 5,412 млрд руб. Большая часть долга (18,847 млрд руб.) - стоимость импортного оборудования, поставленного в 1987 году под гарантии Внешэкономбанка. 60,4% акций АЗЛК принадлежит государству в лице Росимущества.
В течение всего внешнего управления федеральные и столичные чиновники не скрывали своих разногласий по поводу стратегии управления заводом. План внешнего управления предполагал создание на базе "Москвича" двух дочерних предприятий - по выпуску автозапчастей (на территории 66 га у метро "Текстильщики"), куда планировалось внести производственное оборудование, и инвестпроект "Автоград" на площадке 27 га. Акции обоих АО планировалось продать инвесторам, а вырученные деньги пустить на погашение долгов. В 2004 году главным претендентом на "Автоград" считался московский Центр инвестиционных проектов и программ - структура, подконтрольная предпринимателю Григорию Лучанскому. В его же интересах, по неофициальной информации, в июне прошлого года был куплен на торгах за $12,85 млн склад автозапчастей "Москвича" площадью 33,7 тыс. кв. м с земельным участком 37,5 тыс. кв. м. на Волгоградском проспекте. Правда, тогда завод получил лишь 20% этой суммы, а по оставшейся части начались судебные разбирательства.
Параллельно один из крупнейших кредиторов "Москвича", банк "Возрождение", предъявил к нему несколько исков, в обеспечение которых был наложен арест почти на все оборудование. В 1999─2000 годах завод задолжал "Возрождению" более $25 млн, причем на эти требования не распространялся мораторий, так как они обеспечены залогом. Прежний управляющий "Москвича" Александр Комаров пытался оспорить этот долг, считая, что он создан искусственно, и даже заявил о преднамеренном банкротстве завода, после чего был снят с должности управляющего - по инициативе федеральных чиновников. А в августе этого года на внеочередном собрании акционеров завода был переизбран наблюдательный совет, в который не вошел ни один представитель мэрии.
Назначенный вместо господина Комарова Анатолий Сиваков погасил долг "Возрождению" при первой же возможности. Летом и осенью этого года он реализовал несколько объектов недвижимости, в том числе 14-этажное здание заводоуправления (начальная цена зданий - 348,11 млн руб.). Перед торгами пресс-служба управляющего заявляла, что вырученные деньги направят на погашение долгов по зарплате (198 млн руб.). Однако деньги пошли на погашение долга перед "Возрождением". Вчера это подтвердила зампредправления банка Людмила Гончарова, сообщив, что завод полностью погасил долг, продав два объекта недвижимости.
Представитель заводского профкома "Единство" Сергей Новопольский также подтвердил Ъ, что денег от продажи недвижимости рабочие не получили. По его словам, часть долга погасили летом за счет кредита в размере 50 млн руб., взятого под гарантии все той же мэрии. Массовая расплата с рабочими началась только в ноябре, когда на счет завода наконец поступили оставшиеся $10 млн за склад запчастей. По прогнозу господина Новопольского, до конца января, когда арбитражный суд должен ввести на заводе конкурсное производство, все долги по зарплате будут погашены. По мнению профсоюзных лидеров, главный вопрос, который выясняют между собой чиновники,- кому в итоге достанется заводская территория, а иного ликвидного имущества у "Москвича" уже не осталось. Выступление Евгения Пантелеева подтверждает это предположение: он заявил, что территория "Москвича" нужна для расширения производства на совместном предприятии концерна Renault и мэрии Москвы ОАО "Автофрамос".
ЕКАТЕРИНА Ъ-ЕМЕЛЬЯНОВА
Коммерсант (Россия) |