Циркуляция ОЖ ограничивается одной пробкой, т.е. термостатом (я веду речь про ТБ-1, т.е. верхний), а снизу доступ ОЖ в радиатор ничем не закрыт и по мере прогрева ГБЦ ОЖ нагревается, расширяется и давит не только на термостат но и проникает в нижний бачок радиатора, чтобы убедиться в этом потрогайте рукой нижний (отводящий) патрубок радиатора, пока еще термостат не открылся, так вот он теплый, но циркуляции ОЖ по кругу не происходит, т.к. термостат еще заперт. Далее еще одно уточнение, в ТБ-1 на основном клапане есть маленькое дренажное отверстие через которое выпускается воздух при заливке новой ОЖ, да и вообще если есть воздушные пробки в системе ОЖ они выходят через это отверстие в радиатор. Так вот через это дренажное отверстие при нагреве ОЖ часть ее (уже теплой)просачивается в верхний (подводящий) патрубок радиатора и немного нагревает его, при этом сам радиатор (верхняя его часть) остается холодным, при нагреве ОЖ до температуры открытия основного клапана термостата (ТБ-1, я про него говорю), как только наступает открытие термостата (у каждого ТБ-1 она может быть своя, но где-то в пределах 80-85 С) происходит лавинообразное (ну почти) проникновение ОЖ в радиатор и он мгновенно нагревается до температуры ОЖ и ОЖ начинает активно циркулировать по кругу (правда недолго, т.к. ОЖ попавшая в холодный радиатор быстро охлаждается и термостат прикрывается (стрелка указателя температуры на шкале приборов падает с отметки 85 С на отметку менее 80 С, это происходит почти мгновенно если в этом момент еще и печку приоткрыть). Затем по прошествии 1-2 минут устанавливается нормальный температурный режим и стрелка указателя температуры устанавливается на положенное место 82-85 С. А дальше все зависит от условий езды и внешних факторов. Летом в городе в пробках она быстро возрастает и держится на уровне 95-100 С, зимой на трассе при сильном боковом ветре и мокром снегопаде температура держится едва на 80 градусах, большое значение в этих условиях имеет дополнительное утепление (щиток перед радиатором обязателен, но лучше вообще законопатить линолеумом передок чтобы не было щелей, а у кого есть защита картера это тоже утепляет двигатель, т.к. холодная мокрая дорожная жижа резко охлаждает картер попадая на него).
Двигатели УМЗ рассчитаны на рабочую температуру в пределах 80-100 С, поэтому можно поэкспериментировать с регулировкой термостата, тем более что конструкция ТБ-1 это позволяет. Положительное в том что он будет открываться позднее, т.е. не на 80-82 С, а скажем на 85-90 С , по моему мнению, это сделает печку значительно горячее и значит эффективнее обогрев салона а двигателю вреда никакого не нанесет.
А вообще у меня такое впечатление, что двигатели УМЗ страдают скорее недогревом чем перегревом, не знаю ни одного случая закипания ОЖ (у меня она герметичная, как и во всех 2140). Даже при длительной езде жарким летом по тяжелым дорогам (глинистые горные дороги в лесах Псковщины с перегрузкой по пассажирам и багажнику, причем с частыми остановками и пробуксовками и выталкиваниями автомобиля) никогда не было температуры выше 100 и даже печку включать не приходилось для дополнительного охлаждения. Но это может быть мой конкретный вариант (типа: счастливый случай), но от знакомцев-москвичеводов тоже не приходилось слышать о перегревах (недогрев это да у каждого через одного).
И еще про систему охлаждения, ОЖ постоянно циркулирует не только по кругу но и постоянно выходит в расширительный бачок при нагреве и выходит из него в радиатор при остывании (это я уточняю для того чтобы не было никаких заблуждений на этот счет, только для того чтобы так было (как и задумано конструкторами) нужно поставить правильную пробку радиатора, ни в коем случае не ту в которой жидкость выбрасывается при достижении определенного давления (5 МПа вроде, могу ошибаться т.к. точно не помню) с такой пробкой нифига жидкость не будет выливаться в расширительный бачок (как это полагается), а будет искать где-нибудь дырочку в шлангах (и найдет). Пробка радиатора это очень важная деталь системы охлаждения, вторая по значимости после термостата.
По бачку расширения могу сказать, что в нем нужно внимательно смотреть на внутреннюю трубку, которая от времени подржавливает и забивается и ОЖ в этом случае плохо проникает в/из расширительный бачок и радиатора.
Конечно все понимают что все патрубки и шланги системы ОЖ должны быть закреплены надежными хомутиками (здесь лучше не экономить) иначе все старания пойдут впустую, т.к. вытечка ОЖ и значит проникновение в нее воздуха снизят эффективность системы охлаждения значительно.
Естественно, что нужно использовать только ТОСОЛ и почаще его менять (всяко не реже чем раз в 2 года как и предписано заводской инструкцией по эксплуатации автомобиля Москвич-1500), хотя нормальный ТОСОЛ особо и не портится.
На своей машине я всегда использовал только ТОСОЛ, если использовать воду (да еще не дистиллярованную (вроде так пишется)) то наверное можно и перегреться.
Подвод ОЖ в печку осуществляется с ГБЦ и выводится в нижний патрубок радиатора (не в него самого но в ту часть системы охлаждения). Такой способ расположения шлангов подвода горячей ОЖ к печке много раз критиковался (наверное эта критика справедлива), но я сколько эксплуатирую автомобиль не могу сказать что у меня печка плохо работает, когда двигатель прогрет до нормальной рабочей температуры то нагретый воздух выходящий через нижнее сопло (от печки) настолько горячий, что ногам больно (в зимней обуви). Думается что если система охлаждения работает в штатном режиме то она вполне справляется со своими функциями, в том числе и обогрева салона. Хотя по моим впечатлениям автомобиль Москвич-1500 предназначен для умеренного климата и для эксплуатации в весенне-летне-осенний период, а зимой в нем холодновато даже если и печка шурует на полную катушку. А вот холодной осенью или ранней весной в нем ездить одно удовольствие, т.е. тепло и сухо. Летом конечно жарковато и нужны дополнительные вентиляторы, но есть в конструкции автомобиля Москвич один большой плюс это форточка в пердней двери (суперохлаждение водителя, иногда спасает жисть ). Это я уже затронул другую тему, пора сворачивать шарманку
Добавлю, что уровень ОЖ со временем постепенно уменьшается и нужно подливать ее в расширительный бачок, а оттуда она засосется в систему при нормальном прогреве двигателя (если конечно уровень ОЖ не упал совсем уж катастрофически, типа: половина радиатора пустая, тогда дело труба и нужно заливать ТОСОЛ через пробку радиатора, но это крайний случай).
Вот такие уточнения у меня про систему охлаждения автомобиля Москвич-1500. |